Верховный суд Российской Федерации еще раз подчеркнул важное правило для всех участников дорожного движения: нарушающие или игнорирующие правила дорожного движения водители не обладают преимуществами на дороге. Это стало особенно очевидным после недавнего рассмотрения дела, связанного с ДТП, где автомобиль, выехав на выделенную полосу для общественного транспорта, стал причиной аварии.
Дело дошло до Верховного суда
В Верховный суд обратился водитель, признанный инспекторами ГИБДД виновным в ДТП с автомобилем, двигавшимся по выделенной полосе для общественного транспорта. Судебные разбирательства продолжались около двух лет, и только благодаря обращению в высшую инстанцию, истец сумел доказать свою невиновность.
Предыстория аварии
Согласно материалам дела, авария произошла в октябре 2019 года. Водитель Александр Кучмий на своем минивэне Hyundai Grand Starex двигался по Большой Дорогомиловской улице. В какой-то момент, справа с выделенной полосы перед ним выехал автомобиль Mercedes-Benz. Неожиданная ситуация привела к тому, что Кучмий не успел затормозить и столкнулся с легковушкой.
Инспекторы, прибывшие на место аварии, признали виновным водителя Hyundai, не обратив должного внимания на то, что второй участник движения нарушил ПДД, выехав на выделенную полосу, что также было зафиксировано на видеозаписи с регистратора.
Решение Верховного суда
Верховный суд, рассмотрев дело, установил, что инспекторы ГИБДД неправильно квалифицировали действия водителя. В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда от 25 июня 2019 года, водитель, нарушающий ПДД, не имеет преимущества на дороге.
Такое решение ясно указывает, что водители, нарушающие ПДД, должны уступать дорогу всем другим участникам движения. Это касается движения по обочине, проезду по встречной полосе или выезда на перекресток на запрещающий сигнал светофора.
Комментарии юристов
Юристы утверждают, что подобные прецеденты важны, так как могут помочь другим водителям, попавшим в аналогичные ситуации. Орест Мацала из ГК «Европейская юридическая служба» подчеркнул, что в случае ошибки инспекторов ГИБДД, водителям необходимо защищать свои права в суде.
Анна Куклева из компании «Правокард» напомнила, что штраф за езду по выделенной полосе в Москве и Санкт-Петербурге составляет 3000 рублей, а в других регионах — 1500 рублей. Водители, оказавшиеся на такой полосе, должны не создавать помех и опасности для других участников движения.
Обжалование постановлений ГИБДД
Обжаловать постановление ГИБДД можно. Для этого необходимо в течение 10 суток с момента получения постановления подать жалобу. В случае несогласия с решением, можно обратиться в районный суд и даже довести дело до Верховного суда. Как отмечает Мацала, такие жалобы не облагаются пошлинами и могут быть поданы самостоятельно.
Влияние решения Верховного суда
Опрошенные юристы уверены, что данное решение Верховного суда внесет больше ясности в вопрос правонарушений на дороге и будет доведено до сведения инспекторов ГИБДД. Это, безусловно, положительно скажется на решении подобных споров как на месте происшествия, так и в группах разбора ГИБДД.
Решение Верховного суда устанавливает важный прецедент, подтверждающий, что нарушители ПДД должны соблюдать правила и не имеют права на преимущество в движении.